Правила
списывания
(памятка
1)
1.
Прочитай.
2.
Закрой образец и повтори по памяти.
3.
Подчеркни все орфограммы. (Ученики подчеркивают в образце.)
4.
Прочитай по слогам так, как написано.
Чётко проговаривай каждый слог.
5.
Закрой образец (закладкой, листом) и
повтори по памяти так, как будешь писать. Чётко проговаривай все слоги.
6.
Диктуй себе по слогам и записывай. (Образец закрыт.)
7.
Проверь, все ли слоги ты записал. Прочитай
свою запись по слогам. (Образец закрыт)
8.
Подчеркни орфограммы карандашом. (Образец закрыт.)
9. Открой образец и сверь орфограммы, которые ты подчеркнул, с орфограммами в образце.
Правила списывания
(сокращённый алгоритм списывания)
(Памятка 2)
1.
Прочитай предложение и повтори его по
памяти.
2.
Прочитай предложение ещё раз так, как оно
написано.
3.
Диктуй себе каждое слово по ходу записи
предложения.
4. Проверь написанное. Прочитай каждое слово. Открой образец и сравни написанное с образцом.
Методика
проведения
контрольного
списывания
1.
Текст прочитывается вслух учителем, затем
– учащимися.
2.
Проверка понимания прочитанного (2-3
вопроса).
3.
Повторение правил списывания. Учитель
напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать,
постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем
выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.
4.
Самостоятельная запись текста учащимися.
5.
Самопроверка. Учитель предлагает проверить
записанное ещё раз – теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный
текст необходимо тщательно сверить с образцом.
Методика
проведения (запись букв, звуков):
1.Учитель чётко произносит звук.
2.Учащиеся хором четко повторяют.
3. Учитель предлагает обозначить звук буквой и
записать её в прописи.
4. Вводится прием проговаривания. Учитель
демонстрирует, как во время письма нужно себе диктовать: (а-а-а), (о-о-о), (б)
и т.д.
5. Учащиеся записывают букву
с проговариванием.
6. Вводится приём проверки. Учитель
медленно повторяет звуки, с ручкой в руке (ручка должна скользить в воздухе под
буквой) проверяют буквы, которые они записали для обозначения этих звуков.
Запись
под диктовку слогов осуществляется в следующем порядке:
1.
Учитель чётко произносит слог.
2.
Учащиеся хором повторяют.
3.
Учащиеся диктуют себе слог в процессе его
в процессе его записи (проговаривают).
4.
Самопроверка. Учащиеся читают слоги,
карандашом подчёркивают гласные.
5.
Проверка. Учитель медленно повторяет
слоги, учащиеся проверяют правильность своей записи.
Для записи слова под диктовку вводится алгоритм (памятка 3).
Алгоритм записи слова под диктовку
(Памятка 3)
1.
Послушай слово.
2.
Повтори слово.
3.
Проговори слово по слогам.
4.
Выдели голосом ударный слог.
5.
Диктуй себе по слогам.
6.
Выполни проверку. Прочитай записанное
слово, поставь ударение. После введения
понятия «орфограмма» - подчеркни орфограммы.
Запись под диктовку отдельного
предложения.
Учитель
читает предложение 3 раза.
Ученики
должна чётко знать цель каждого прочтения:
1-й раз – дети
слушают, осмысливают, запоминают.
Хором можно повторить предложение,
затем ученики проговаривают «про себя».
2-й раз – учитель
чётко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение.
1-й шаг – ученики хором повторяют
предложение так, как будут писать – чётко проговаривают по слогам каждое слово.
2-й шаг – записывают, диктуя себе по
слогам.
3-й раз – чтение
для выполнения операции контроля; цель этого чтения должна быть оговорена
заранее: «Проверь, не забыл ли ты какое-нибудь слово».
Учащиеся обязательно держат в руке
ручку и следят за чтением учителя.
Запись под диктовку текста.
Учитель
читает текст 3 раза:
1)
весь текст – для общего восприятия;
2)
каждое предложение с паузами – для записи;
-
Послушайте первое предложение.
-
Повторите его.
-
Диктуйте себе по слогам.
-
Проверьте предложение (прочитать ещё раз).
3)
весь текст – для проверки.
Слуховой диктант – орфографическое
упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы
слов, словосочетаний, предложений, текста.
Предупредительный диктант –
вид слухового диктанта. Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм
до
записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы.
Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится
орфографический анализ – учащиеся объясняют, как пишут слово и почему.
«Безошибочный» диктант –
разновидность предупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача –
полностью разобраться в орфографической стороне текста и надписать диктант без
ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или
иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного
слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.
Предупредительно-контрольный диктант
– разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течении 8-10
минут повторяются те правила правописания, которые отражены в его тексте. В
качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально
отобранные учителем.
Подготовленный диктант –
разновидность предупредительного диктанта с элементами объяснительного. Текст
сначала разбирается, потом записывается и проверяется.
Объяснительный диктант –
вид слухового диктанта. После записи предложения или текста
в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная
проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится
при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают
орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют правильность
выполнения работы.
Объяснительный диктант с
предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет
время на повторение изученных правил правописания и способов проверки
необходимых орфограмм. После орфографической подготовки и своеобразной
«настройки» учащихся на определенный вид орфограмм проводится диктант. После
записи учащиеся доказывают правильность написания слов с изученными
орфограммами, исправляют допущенные ошибки.
Диктант «Проверяю себя» -
вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля.
Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к
собственному тексту, осмыслению орфограмм на достаточно высоком уровне,
вырабатывает навыки самопроверки. Во время записи текста ученику разрешается
спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограмма, пользоваться словарем,
справочниками и пр. Вызвавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно
использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчеркнутой
орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на
изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел
орфографически опасных мест.
Письмо с пропуском букв (диктант с
пропущенными орфограммами) – разновидность диктанта
«Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если
не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ставится прочерк
– по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит
следующим образом: В л__су слышна
звонк__я трель с__л__вья. После записи осуществляется орфографический
анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой прием
предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений, является
одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости.
Комментированный диктант –
вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с
орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до
записи или после неё, а совмещается с письмом текста.
Комбинированный диктант –
вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного.
Объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на
уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится
предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих
предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи
предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по
методике контрольного диктанта.
Выборочный диктант –
вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста,
лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы на
изучаемое правило. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость,
внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к
анализу текста до его записи.
Морфемный диктант –
разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или
предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того
или иного слова с нужной орфограммой.
Данный диктант способствует запоминанию графического облика морфем, развивает
орфографическую зоркость, совмещает грамматический и орфографический анализы
слов.
Творческий диктант –
по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определенные слова или
изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени
прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу
именами прилагательными; при изучении множественного числа имени
существительного имени существительного – заменить форму единственного числа на
множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в
условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом
оформлении.
Свободный диктант –
в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить
структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4
предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся
записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Тренируется память.
Дополнительная цель – развитие речи учащихся. В методике рассматривается как
вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.
Зрительный диктант –
вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость,
зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения)
прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по
памяти. После записи осуществляется проверка.
Зрительные диктанты по методике профессора И.Т. Федоренко - система специально подобранных наборов предложений, обеспечивающая развитие оперативной памяти.
Методика
проведения
контрольного
диктанта
1.
Слова с неизученными орфограммами заранее
записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова
с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы
учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих
за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во
время чтения текста.
2.
Важно заранее подготовить рабочие
места учеников: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только
необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные
принадлежности.
3.
В начале урока учитель сообщает учащимся цель
проведения контрольной работы.
4.
Медленно и выразительно прочитывает
весь текст, предлагаемый для диктанта.
5.
Затем текст диктанта читается учителем по
отдельным предложениям. Каждое предложение учитель диктует два
раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для
записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании
его чтения учителем.
6.
Одно из основных требований к диктующему –
это достаточно
громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не
заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.
7.
В процессе контрольного диктанта подсказки
учителя исключаются, в том числе и при произношении слов.
8.
Чтение должно быть медленным, но не
настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным
предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать
записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения.
9.
После записи всех предложений текст диктанта читается
учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого
предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов,
исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки
диктанта учащиеся выполняют грамматические задания.
10.
Содержание грамматических заданий
учитель записывает по вариантам на доске до начала урока. Перед выполнением
грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания
вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют
грамматические задания независимо от их последовательности.
11.
После выполнения грамматических заданий, если
позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу.
12.
Со
звонком с урока учитель собирает все работы учеников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий